Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Ситуационная помощь инвалидам

В целях реализации Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2022 г. № 701 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2017 г. № 451», Правил обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от  21 ноября 2022 г. № 796, в государственном учреждении образования «Телеханская специальная школа-интернат» при необходимости оказывается ситуационная помощь инвалидам.

Инвалиду, сопровождающему его лицу, при необходимости посещения здания государственного учреждения образования «Телеханская специальная школа-интернат» (г.п.Телеханы, ул Ленина,32), с целью получения какой-либо услуги или информации, предоставляемой учреждением, рекомендуется предварительно сообщить об этом работнику учреждения по номеру тел./факс 8-016-45-21-443 (приёмная)

Припутневич Лариса Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе, государственного учреждения образования «Телеханская специальная школа-интернат».

Артюх Ирина Владимировна, педагог-психолог, государственного учреждения образования «Телеханская специальная школа-интернат»

При обращении необходимо указать характер и объем требуемой ситуационной помощи.

Особые потребности при посещении государственного учреждения образования «Телеханская специальная школа-интернат» лиц с инвалидностью, в зависимости от нарушенных функций организма.

С учетом имеющихся нарушений функций организма, лиц с инвалидностью можно объединить в пять групп:

  • лица с двигательными нарушениями
  • лица с нарушением зрения
  • лица с нарушением слуха
  • лица с нарушением речи
  • лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями.

Лица с двигательными нарушениями – лица, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата и (или) нервной системы и передвигающиеся с использованием кресла-коляски, с помощью специальных приспособлений для ходьбы с нарушениями, использующие костыли и трости различной сложности, а также без использования ассистивных устройств и приспособлений.

  • Основные потребности лиц с двигательными нарушениями:
  • помощь при входе в здание и выходе из здания;
  • помощь при передвижении по зданию;
  • помощь при самообслуживании.

АЛГОРИТМ

оказания ситуационной помощи лицам с двигательными нарушениями

Педагог государственного учреждения образования «Телеханская специальная школа-интернат», увидев посетителя с двигательными нарушениями:

  • выходит на улицу, предлагает подняться по пандусу, оказывает помощь при входе в здание;
  • уточняет, в какой помощи нуждается гражданин, цель посещения;
  • сообщает директору, заместителю директора о посещении учреждения гражданином с двигательными нарушениями;
  • помогает раздеться в гардеробе;
  • сопровождает гражданина до места расположения диагностического кабинета, других кабинетов, указывает ориентиры и описывает препятствия на пути движения;
  • помогает заполнить необходимые документы;
  • по окончании приема, сопровождает гражданина до гардероба, оказывает помощь при одевании;
  • при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;
  • сопровождает гражданина к выходу;
  • оказывает помощь при выходе из учреждения.

Лица с нарушением зрения относятся к лицам с сенсорными нарушениями, также лица, имеющие различные сочетания сенсорных нарушений: полное нарушение зрения (абсолютная или практическая слепота), передвигающиеся преимущественно с помощью трости, собаки-поводыря, человека-поводыря или ассистента; частичное нарушение зрения (слабовидение), передвигающиеся и ориентирующиеся, как правило, самостоятельно; полное отсутствие слуха с нарушением речи, частичное нарушение слуха, сохранившие речь в той или иной степени; различные сочетания сенсорных нарушений и речевых нарушений.

Основные потребности лиц с нарушением зрения:

  • помощь при входе в здание и выходе из здания;
  • помощь при ориентации внутри здания;
  • помощь при составлении письменных обращений (документов);
  • помощь при самообслуживании.

АЛГОРИТМ

оказания ситуационной помощи лицам с нарушением зрения

Педагог государственного учреждения образования «Телеханская специальная школа-интернат», увидев посетителя в солнцезащитных очках и с белой тростью, испытывающего трудности при входе в здание:

  • выходит на улицу, начинает разговор с прикосновения к плечу гражданина с нарушением зрения; открывает дверь;
  • уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением зрения
  • оказывает помощь при входе в здание;
  • отделяет гражданина с нарушением зрения от основного потока движения других посетителей учреждения;
  • сообщает директору, заместителю директора о посещении учреждения гражданином с нарушением зрения;
  • начинает разговор с прикосновения к плечу гражданина с нарушением зрения;
  • уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением зрения, цель посещения;
  • предлагает гражданину с нарушением зрения взять его за руку повыше локтя для того, чтобы во время движения гражданин с нарушением зрения был на полшага позади него;
  • при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении, в том числе объясняет о наличии в учреждении надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля;
  • помогает раздеться в гардеробе;
  • сопровождает гражданина с нарушением зрения до места расположения диагностического кабинета, других кабинетов, указывает ориентиры и описывает препятствия на пути движения;
  • предоставляет информацию гражданину с нарушением зрения в доступной для него форме (выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля или с использованием иных способов дублирования);
  • помогает заполнить необходимые документы;
  • по окончании приема, сопровождает гражданина с нарушением зрения до гардероба, оказывает помощь при одевании;
  • при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;
  • сопровождает гражданина с нарушением зрения к выходу; оказывает       помощь при выходе из учреждения.

Основные потребности лиц с нарушением слуха:

  • помощь при входе в здание и выходе из здания (при необходимости);
  • помощь при ориентации внутри здания;
  • помощь при составлении письменных обращений (документов).

АЛГОРИТМ 

ситуационной помощи лицам с нарушением слуха

Педагог государственного учреждения образования «Телеханская специальная школа-интернат», увидев посетителя с нарушением слуха, изъясняющегося с помощью жестового языка и испытывающего трудности при входе в здание:

  • сообщает директору, заместителю директора о посещении учреждения гражданином с нарушением слуха;
  • уточняет в доступной для лица с нарушением слуха форме, в какой помощи он нуждается и цель посещения;
  • при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении;
  • сопровождает гражданина с нарушением слуха до места расположения диагностического кабинета, кабинетов, предоставляет необходимую информацию гражданину с нарушением слуха в доступной для него форме;
  • помогает заполнить необходимые документы;
  • если существуют трудности при устном общении, предложить другой формат, например письменную речь;
  • при необходимости сопровождает до гардероба.

АЛГОРИТМ

ситуационной помощи лицам с нарушением речи

Педагог государственного учреждения образования «Телеханская специальная школа-интернат», при обращении к нему посетителя с нарушением речи:

  • уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением речи;
  • сообщает директору, заместителю директора о посещении учреждения гражданином с нарушением речи, нуждающегося в оказании ситуационной помощи;
  • уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением речи, цель посещения;
  • при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении;
  • при необходимости сопровождает гражданина с нарушением речи до диагностического кабинета, кабинетов, предоставляет информацию гражданину с нарушением речи в доступной для него форме о порядке оказания услуг и другой запрашиваемой гражданином информацией;
  • помогает заполнить необходимые документы;
  • при необходимости сопровождает до гардероба;
  • если затруднена устная речь, использовать другие возможности передачи информации для обеспечения понимания – письменную речь, жестикуляцию, демонстрацию.

Лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями – это лица, имеющие нарушения памяти, восприятия, внимания, мышления, интеллекта, испытывающие трудности в ориентации на объекте, выражении своих потребностей, вербальной коммуникации, понимании больших объемов информации, включая условия и порядок предоставления услуг.

          Основные потребности лиц с интеллектуальными нарушениями:

  • помощь при входе в здание и выходе из здания;
  • помощь при ориентации внутри здания;
  • помощь при составлении письменных обращений (документов);
  • помощь при самообслуживании.

АЛГОРИТМ

 ситуационной помощи лицам с когнитивными нарушениями

Педагог государственного учреждения образования «Телеханская специальная школа-интернат», при обращении к нему посетителя с интеллектуальными нарушениями:

  • уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с интеллектуальными нарушениями, цель посещения;
  • сообщает директору, заместителю директора о посещении учреждения гражданином с интеллектуальными нарушениями;
  • сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями до места расположения диагностического кабинета, кабинетов, и предоставляет информацию в доступной для него форме о порядке оказания услуг и другой запрашиваемой гражданином информацией;
  • в кабинете оказывает помощь в ориентации;
  • помогает заполнить необходимые документы;
  • сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями до гардероба;
  • оказывает помощь при одевании;
  • при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;
  • сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями к выходу;
  • оказывает помощь при выходе из учреждения.

Материалы на ясном языке

Одной из задач мероприятий Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017–2025 годы является разработка основ «Ясного языка» и превращение информации в символы.

«Ясный язык» — язык, доступный людям, которые испытывают трудности в чтении и понимании текста, и предполагает он, как правило, использование упрощенной структуры высказываний, слов, наиболее часто употребляемых, без специальной лексики, иностранных заимствований и слов в переносном значении. «Ясный язык» дает возможность людям самостоятельно принимать решения по отношению к собственной жизни. Такой язык делает необходимую информацию доступной для восприятия, и в результате человек может не только делать выбор, но и понимать его последствия. Это еще один шаг к инклюзии, которое сделало наше общество.

Брошюры на ясном языке для скачивания находятся по ссылке: Материалы на ясном языке 

Разделы сайта

  • Ситуационная помощь инвалидам