Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Наши истоки

В далёком 1961 году на базе детского дома открылась Телеханская школа-интернат. Первым директором стал Захар Ошерович Зимак — бывший партизан, педагог с красным университетским дипломом. Ранее он руководил детским домом и средней школой в посёлке Логишин и вложил много сил в развитие Телеханской школы-интерната.

Захария Зимак родился в 1920 году в бедной еврейской семье варшавских безработных. С раннего детства он начал работать: в шесть лет крутил барабан для изготовления мороженого, а в десять — трудился в пекарне, когда была возможность, особенно накануне Песаха (по-русски — Пасха).

Учиться Захария начал в польской школе, где был единственным евреем в классе, и ему пришлось столкнуться с издевательствами.

 

Ситуация была настолько опасной, что если бы Захария остался в школе хотя бы на один лишний день, его могли бы покалечить или даже убить. Поэтому он больше не вернулся в эту школу и отправился за Вислу, где находилась польская государственная школа для еврейских детей.

Учиться здесь было уже безопаснее. Хотя у бедного полуголодного мальчика не было многих учебников, ему помогли его способности. Захария окончил семь классов, и его успехи были отмечены. По результатам тестирования Институт психологии направил его в экспериментальную гимназию, которой руководил доктор философских наук и права Рудольф Талбеншлаг.

Рудольф Талбеншлаг очень хорошо относился к Захарии и, чтобы тот мог как-то прокормить себя, рекомендовал его богатым родителям. Захария стал репетировать их детей, особенно по математике.

Ещё учась в школе, Захария часто общался с детьми из расположенной неподалёку колонии, которую возглавлял знаменитый Януш Корчак. Корчак известен не только как выдающийся педагог, но и как человек, который разделил судьбу своих воспитанников, отправленных фашистами в крематорий.

В дальнейшем, работая директором детского дома, Зимак внимательно изучал и применял методы Корчака наряду с методикой Макаренко в своей работе с детьми.

Во время учёбы в гимназии Захария активно участвовал в работе еврейской молодёжной сионистской организации «А шомер а цаир». В этой же организации состояла и Александра Моджевская, которая училась в другой гимназии с техническим уклоном. Их отношения завязались и окрепли уже в то время, но в их молодёжной организации не признавали официальные браки, поэтому их личные отношения строились на дружбе и доверии.

К лету 1939 года Захария успел окончить четыре класса гимназии и один курс лицея естественных наук, который находился на базе этой же гимназии. Александра, которая была на два года младше Захарии, заканчивала гимназию. Однако… началась война.

После тяжёлых лет войны, когда партизанские отряды были расформированы, Захария Зимака направили в Логишинский район. Здесь до 1945 года он работал директором школы, а затем его обязали возглавить детский дом. Одновременно с этим он входил в состав комиссии по борьбе с бандитизмом, что представляло собой опасную работу. Захарий никогда не расставался с оружием.

Александра, его жена, преподавала в школе историю и немецкий язык. Мужество и доблесть Захария и Александры были отмечены орденами Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «Партизану Отечественной войны» и многими другими.

На окраине посёлка был построен новый городок интерната. Комплекс состоял из двухэтажных зданий школы-десятилетки, спальных корпусов на двести мальчиков и столько же девочек, клуба-столовой с кухней, мастерской и котельной. Однако не прошло и года, как Зимак обнаружил в спортзале обвалившийся потолок, который мог бы стать причиной гибели человека. Новый комплекс требовал ремонта. Захарий добился его проведения.

В первую очередь, нужно было переселить в городок около двухсот детей из детского дома, который раньше размещался в домах, освободившихся после того, как фашисты уничтожили поселковых евреев и коммунистов. Незадолго до этого был арестован директор детдома и его сообщники, которые обкрадывали и без того обездоленных детей. Многие учителя были заражены этой проблемой, к тому же уровень их образования не всегда соответствовал занимаемым должностям. Поэтому Зимак оставил из прежнего персонала всего несколько человек.

Со временем удалось создать надежный и дружный коллектив учителей, воспитателей и обслуги — около пятидесяти человек. Это стало возможным благодаря тому, что Зимак заботился о каждом. Приглашенные учителя получили квартиры, в одной из которых поселилась и его семья. Александра стала преподавать немецкий язык, а сам Зимак взял себе нагрузку только пять часов английского — всё остальное время, включая вечернее, занимали директорские проблемы. На него обрушилось слишком много забот.

Первоочередной задачей было обеспечить детей всем необходимым. Одновременно необходимо было учить, воспитывать и защищать детей. Многие бывшие воспитанники детдома уже успели «прославиться» в посёлке, и интернату приходилось завоевывать доброе имя, борясь с воровством и сквернословием в коллективе.

Отношение к обитателям городка в посёлке улучшалось с каждым днём, когда люди видели, как они приносят пользу. Интернатовцы ухаживали за инвалидами, немощными ветеранами войны и вдовами, а также выступали с концертами.

Поведение детей во многом определялось их занятостью и чувством удовлетворённости от результатов своего труда. А также от того, насколько сытно они питались. Поэтому Зимак организовал на большом участке земли, выделенном интернату, настоящее подсобное хозяйство: поле, огороды и даже откорм скота. Благодаря этому рацион учеников в два раза превышал скудный норматив.

Однако после очередного высказывания генсека о том, что ученики должны учиться, а не работать, хозяйство пришлось сократить. Были срочно спущены новые директивы, а банк закрыл специальный счёт. Зимаку пришлось искать способы, чтобы свести концы с концами и обеспечить детей питанием, несмотря на государственный паёк.

400 детей, по два класса с первого по десятый, нужно было не только накормить, но и обеспечить чистым бельём, постелью, формой, тёплой одеждой и обувью, учебниками и тетрадями, наглядными пособиями, топливом для котельной, создать библиотеку, сводить в кино и свозить на экскурсию. Но как и на что? Вот тут-то и приходилось директору проявлять свою еврейскую предприимчивость.

Помимо забот о детях в школе-интернате, Захария Зимак также уделял много времени образованию, в том числе педагогическому коллективу. Он считал, что директор должен быть наставником для учителей.

Когда в школу приходил новый учитель, Захария Зимак начинал работу с ним с совместной подготовки конспектов первых уроков. Он посещал занятия не без согласования с учителем, чтобы не проверять, а оказывать помощь. Опыт педагогов доброжелательно обсуждался на педагогических советах.

Несмотря на все трудности, интернат не только помогал жителям поселка, ухаживая за стариками и инвалидами и организуя праздничные концерты, но и создал краеведческий музей Телехан. Педагоги и ученики собрали множество ценных экспонатов, которые стали частью музейной коллекции.

Удивительно, как директор находил время для столь разнообразной деятельности! Он регулярно выступал с докладами на учительских конференциях, писал статьи, а в 1970 году защитил диссертацию и, несмотря на некоторые сложности с её утверждением, получил степень кандидата философских наук.

После защиты ему предложили должность доцента на кафедре философии в Брестском инженерно-строительном институте, где он преподавал до выхода на пенсию в 1986 году.

Среди воспитанников Зимака было немало педагогов, учёных и инженеров.

Нина Григорьевна, учитель истории.

Разделы сайта

  • Наши истоки