Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Наши истоки

Телеханская школа-интернат начала своё существование в далёком 1961 году на базе детского дома. Первым директором был назначен Зимак Захар Ошерович. Бывший партизан, педагог с красным университетским дипломом, в прошлом директор детского дома и средней школы г. п. Логишин, он все свои силы вложил в становление Телеханской школы-интерната. Захария Зимак родился в 1920-м в бедной еврейской семье варшавских безработных. Захарии с раннего детства начал работать. В шесть лет он крутил у хозяина барабан для изготовления мороженого, в десять работал в пекарне, когда была работа, особенно накануне Песаха (по-русски Пасха). Учиться Захария начал в польской школе – был единственным евреем в классе, так что мальчику пришлось терпеть издевательства.

 Обстановка сложилась так, что, останься Захария в школе буквально лишний день, – его могли изувечить, а может быть, и того хуже… Захария больше не вернулся в эту школу, а пошел за Вислу, где была польская государственная школа для еврейских детей. Здесь учиться было уже спокойнее. И хотя у бедного полуголодного мальчика не было многих учебников, ему помогли способности. Захария окончил 7 классов, его успехи были отмечены. По результатам тестирования ему дали направление от Института психологии в экспериментальную гимназию, которой руководил доктор философских наук и права Рудольф Талбеншлаг. Он очень хорошо относился к Захарии и, чтобы тот мог как-то прокормить себя, рекомендовал его богатым родителям – Захария репетировал их детей, прежде всего по математике. Еще учась в школе, Захария часто общался с деть­ми из расположенной неподалеку колонии, которую возглавлял знаменитый Януш Корчак, известный не только как выдающийся педагог, но и как человек, который разделил судьбу своих воспитанников, отправленных фашистами в крематорий. В дальнейшем, работая директором детского дома,Зимак внимательно изучал и применял методы Корчака наряду с методикой Макаренко в своей работе с детьми.

В период учебы в гимназии Захария активно включился в работу еврейской молодежной сионистской организации «А шомер а цаир». В этой же организации состояла и Александра Моджевская, учившаяся в другой гимназии с техническим уклоном. Отношения молодых людей сложились и окрепли уже в этот период, но в их молодежной организации не признавали официальных браков, так что личные отношения основывались на дружбе и доверии.

До лета 1939 года Захария успел окончить четыре класса гимназии и один курс лицея естественных наук, который был на базе этой же гимназии. Александра, которая на два года моложе Захарии, как раз оканчивала гимназию. Но… началась война.

После тяжёлых лет войны, при расформировании партизанских отрядов Зимака направили в Логишинский район, где он до 1945-го года работал директором школы, а затем его обязали возглавить детский дом. Одновременно он был членом комиссии по борьбе с бандитизмом, а эта работа была совсем не безопасной. С оружием не расставался. Александра преподавала в школе историю и немецкий язык. Мужество и доблесть Захария и Александры отмечены орденами Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «Партизану Отечественной войны» и многими другими.

Новый городок интерната был построен на окраине поселка. Комплекс состоял из двухэтажных зданий школы-десятилетки, спальных корпусов на двести мальчиков и столько же девочек, клуба-столовой с кухней, мастерской, котельной. Правда, не прошло и года, как Зимак привез в облисполком части обвалившегося потолка спортзала, способные убить человека: новый комплекс уже требовал ремонта. Добился, переделали.

Для начала надо было переселить в городок около двухсот детей из детдома, разбросанного по домам поселка, «освободившимся» в результате фашистского «решения вопроса» поселковых евреев и коммунистов. Незадолго перед тем посадили директора детдома и его «сподвижников» по обкрадыванию и без того обездоленных детей. Многие учителя детдома были заражены этим директорским «вирусом», да и по уровню образования мало кто из них соответствовал занимаемым должностям, так что Зимак оставил из персонала детдома всего несколько человек.

Со временем удалось сколотить коллектив учителей, воспитателей и обслуги ― человек 50, который оказался надежным и в целом дружным. Во многом это — результат того, что Зимак позаботился о каждом. Приглашенные учителя получили квартиры. В одной из таких квартир поселилась и его семья. Александра стала преподавать немецкий язык, сам Зимак взял себе нагрузку только пять часов английского — все остальное время, включая вечернее, занимали директорские проблемы. Слишком много забот обрушилось на него. Главное поначалу было обеспечить детей всем необходимым. Одновременно надо было учить, воспитывать и защищать детей: среди бывших детдомовцев многие уже успели «прославиться» в поселке, и приходилось завоевывать доброе имя интернату, изживая в коллективе воровство, сквернословие.

Отношение к обитателям городка в поселке улучшалось по мере того, как люди видели от них больше пользы: интернатовцы ухаживали за инвалидами, немощными ветеранами войны и вдовами, выступали с концертами. Поведение детей во многом зависело от их занятости, от чувства удовлетворенности ее плодами. И от сытости — тоже. Поэтому на большом участке земли, выделенном интернату, Зимак организовал настоящее подсобное хозяйство: поле, огороды и даже откорм скота. За счет этого рацион его учеников в два раза превышал скудный нормативный. Но хозяйство пришлось сократить после очередного высказывания генсека: мол, ученики должны учиться, а не работать. Срочно спустили новые директивы, а банк закрыл специальный счет. Пришлось изощряться, чтобы свести концы с концами и как-то накормить детей на государственный паек. 400 детей, по два класса с первого по десятый, надо было не только накормить, но и обеспечить чистым бельем, постелью, формой, теплой одеждой и обувью, учебниками и тетрадями, наглядными пособиями, запасти топливо для котельной, создать библиотеку, сводить в кино и свозить на экскурсию. Но как и на что? Вот тут уже приходилось директору подключать свою еврейскую предприимчивость.

Помимо проблем содержания детей в школе-интернате, Захария Зимак уделял достаточно времени и образованию, в том числе педагогическому коллективу. «Директор должен быть учителем учителей.» - утверждал Захария Зимак. Работу с новым педагогом Зимак начинал с совместной подготовки конспектов первых уроков. Приходил на первые уроки, но не неожиданно, а по согласию с учителем – не проверять, а помогать. Опыт педагогов доброжелательно обобщался на педсоветах.

При всех своих проблемах интернат, кроме помощи поселку уходом за престарелыми и инвалидами, праздничными концертами, еще и создал краеведческий музей Телехан. Много ценных экспонатов разного времени собрали педагоги и ученики.

Просто удивительно, как директор выкраивал время, но он не раз выступал с докладами на конференциях учителей и писал статьи, а в 1970 году защитил диссертацию и, несмотря на препятствия при утверждении, получил степень кандидата философских наук. После этого Зимаку предложили работу доцента кафедры философии Брестского инженерно-строительного института, где он преподавал до ухода на пенсию в 1986 году.

Среди воспитанников Зимаков ― немало педагогов, ученых, инженеров.

 

Нина Григорьевна, учитель истории

Разделы сайта

  • Наши истоки