Телеханская специальной школа-интернат для детей с трудностями в обучении открыта для обмена опытом, идеями и достижениями.
Сегодня двери государственного учреждения образования «Телеханская специальная школа-интернат» с радостью распахнуты для всех, кто желает познакомиться с нашим учебным заведением и его многогранной деятельностью.
В нашей школе-интернате обучается 106 детей:
- 27 девочек и 79 мальчиков;
- 46 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (12 девочек и 34 мальчика);
- 10 детей с ограниченными возможностями здоровья,
1-5 классы - 42 учащихся,
6-10 классы -64 учащихся
Телеханская школа-интернат — это не просто учебное заведение, а настоящий семейный дом, который наполнен любовью, добротой и творчеством. Здесь царит атмосфера, способствующая развитию детей и подготовке их к самостоятельной жизни. Наша работа направлена не только на коррекцию имеющихся недостатков, но и на раскрытие творческого потенциала каждого ученика.
Вся деятельность школы-интерната ориентирована на создание адаптивной образовательной среды, основанной на глубоком индивидуальном подходе к обучению и воспитанию. В настоящее время в школе оборудованы современные кабинеты, просторный спортивный зал, сенсорные комнаты, кабинет учителя-дефектолога, библиотека и современный компьютерный класс.
Педагоги школы-интерната регулярно проводят мастер-классы по работе с детьми, имеющими трудности в обучении, а также семинары и круглые столы, на которых обсуждаются актуальные вопросы образовательного процесса и формирования взаимоотношений с учащимися.
Накоплен богатый опыт работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, а также по обеспечению психолого-педагогического сопровождения учащихся с трудностями в обучении и детей, оставшихся без попечения родителей. В школе-интернате создана собственная модель постинтернатного и патронатного сопровождения выпускников, основанная на принципах наставничества и кейс-менеджмента. Анализ результатов свидетельствует о том, что большинство выпускников успешно адаптируются к новым условиям, заканчивают учебные заведения и находят работу.
Приоритетной формой сохранения и укрепления здоровья учащихся в нашей школе-интернате является физкультурно-оздоровительная работа, основанная на рациональном использовании разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности. Мы имеем положительный опыт сотрудничества с детско-юношеской спортивной школой, благодаря которому наши учащиеся добиваются высоких результатов в легкой атлетике.
Наша школа — это настоящий маленький мир, в котором учащиеся проводят целых 10 лет. Здесь каждый находит себе дело по душе, ощущает ответственность за его результаты, обретает уверенность в себе и реализует свою индивидуальность. И это замечательно, что наша школа, взрослея, не стареет. Наша задача — не только дать детям определенный объем знаний, но и показать, как эти знания могут изменить их жизнь к лучшему.
**История Телеханской школы-интерната**
1961 год ознаменовался открытием на базе Телеханского детского дома школы-интерната для детей-сирот, детей из малообеспеченных и многодетных семей. Этот детский городок, расположенный на берегу Огинского канала, включал в себя здание школы, два спальных корпуса, столовую, мастерские и котельную.
Первым директором школы был назначен Зимак Захар Ошерович — бывший партизан, педагог с красным университетским дипломом, ранее занимавший должности директора детского дома и средней школы в Логишине. Он приложил все свои усилия для становления Телеханской школы-интерната. В 1970 году Зимак З.О. успешно защитил диссертацию и получил степень кандидата философских наук. После этого ему предложили работу на кафедре философии Брестского инженерно-строительного института, где он преподавал до выхода на пенсию в 1986 году. В 1993 году Захар Ошерович вместе с женой переехал на постоянное местожительство в Израиль.
1965 год ознаменовался открытием в школе-интернате музея, посвященного Герою Советского Союза Вере Захаровне Хоружей. Педагоги и учащиеся собрали богатый материал о жизни и деятельности этой выдающейся революционерки и подпольщицы.
1968 год стал знаменательным для школы-интерната, когда сюда съехались представители школ, пионерские дружины которых носили имя Веры Захаровны. В Телеханы прибыли делегации из Москвы, Балхаша, Минска, Бобруйска, Витебска, Могилева, Гродно, Пинска, Быхова и Мстиславля. На торжественном собрании выступил Василий Захарович Хоружий, брат Веры Захаровны, который поделился своими воспоминаниями о сестре.
1970 год ознаменовался назначением нового директора — Тамаровой Нины Митрофановны. Она посвятила 33 года своей жизни Телеханской школе-интернату, за что была награждена орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», юбилейной медалью «За доблестный труд» и знаком «Отличник народного образования БССР». В 1976 году ей было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель БССР».
1971 год стал значимым для школы-интерната — ей было присвоено имя Героя Советского Союза Веры Захаровны Хоружей.
1981 год ознаменовал изменения в профиле школы. Здесь начали обучаться дети с задержкой психического развития, став первой в республике школой-интернатом с таким направлением работы.
1982 год стал годом назначения нового директора — Ячника Петра Ивановича, который занимал эту должность на протяжении 23 лет. За свой добросовестный труд он был награжден значком «Отличник народного образования БССР» и почетными грамотами Министерства образования, Брестского облисполкома и Брестского управления образования.
2005 год ознаменовал преобразование школы-интерната в специальную общеобразовательную для детей с трудностями в обучении.
2005 год — директором назначена Малинчик Галина Романовна.
2010 год — на должность директора назначена Хомич Елена Васильевна.
С Юбилеем, родная школа-интернат!
В 2021 году Телеханской школе-интернату имени Веры Захаровны Хоружей исполнилось 60 лет! Это знаменательное событие стало настоящим праздником для многих поколений учителей и учеников, которые когда-то учились здесь.
Каждый из нас с теплотой и радостью вспоминает родной дом, где нас всегда помнят, любят и ждут. В нашей памяти навсегда останутся лица и голоса дорогих учителей и учеников. Я бережно храню их в своем сердце.
К сожалению, ни летом, ни осенью этого года из-за пандемии COVID-19 мы не смогли собраться всем вместе в стенах нашего учебного заведения. Поэтому я решил воспользоваться обычной ученической ручкой и листом из школьной тетради, чтобы рассказать о нашем дорогом юбиляре, с которого начался жизненный путь для многих тысяч мальчишек и девчонок. Я хочу вспомнить о тех, кто учил, растил и дарил нам тепло своей души и сердца — о наших учителях.
История здания школы и прилегающих к ней построек начинается с 1944 года. После освобождения поселка от фашистов, на его восточной окраине, у Огинского канала, был возведен детский дом для сирот и детей войны, пострадавших от войны. В 1961 году на базе этого учреждения открылась школа-интернат, где дети из малообеспеченных, многодетных и неполных семей, а также дети-сироты могли получить образование и жить круглосуточно.
Школьный городок расположился на территории 1,8 га вдоль улицы Ленина. Комплекс зданий состоял из основной школы, напоминающей букву "П", двух спальных корпусов, вещевого склада, столовой, котельной, банно-прачечного узла и технических боксов.
Первым директором новой школы был назначен Захар Ошерович Зимак — бывший партизан, педагог с красным дипломом Белорусского государственного университета, а ранее — директор средней школы и детского дома в Погост-Загородске Логишинского поссовета. Этот человек прожил удивительную и полную трудностей жизнь. В годы оккупации Западной Белоруссии он и его жена Александра Хильевна чудом выжили в Коссовском гетто, а затем сражались против немецко-фашистских захватчиков и полицаев в партизанских отрядах имени Щорса и Кутузова до полного освобождения Белоруссии. За свои подвиги Захар Ошерович был награжден орденом Отечественной войны, медалями "За боевые заслуги", "Партизану Отечественной войны" и другими наградами.
Твердость характера, настойчивость в достижении целей, опора на коллектив и многолетний педагогический опыт позволили директору запустить и эффективно управлять сложным механизмом учебно-воспитательной и административно-хозяйственной деятельности нового учебного заведения.
Захар Ошерович сумел в кратчайшие сроки собрать и сплотить педагогический коллектив, специалистов и обслуживающий персонал, которые были объединены общей целью — сделать пребывание детей в школе комфортным, благоустроенным и безопасным. Каждый сотрудник осознавал, что от его профессионализма зависит благополучие, здоровье и настрой школьников, а в конечном итоге — их успехи в обучении и воспитании.
Коллектив педагогов был высокопрофессиональным, активным и творческим. Они стремились внедрять в учебный процесс все новое и передовое. По мере обучения детей росло педагогическое мастерство и повышалась квалификация учителей. Некоторые из них были награждены знаком «Отличник народного образования БССР», среди них — Тамарова Н.М., Зимак А.Х., Басалай (Струневская) Н.Я. и Кошель А.С.
Особенно хочется отметить нашего классного руководителя Петрукович Анну Павловну — образованную, скромную, хорошо владеющую детской психологией. Она вкладывала всю свою душу в подготовку учащихся.
Но самое главное — это наши любимые учителя, такие умные, отзывчивые, терпеливые и доброжелательные! Каждый день они отдавали нам частичку своего сердца, потому что понимали, что воспитание ребёнка происходит через его душу.
В школе было много предметов, которые вели разные специалисты, но все они обладали высоким уровнем грамотности, горячим сердцем и возвышенной душой. Вы останетесь в нашей памяти светлыми и добрыми! Спасибо вам за всё!
Особенно запомнились мероприятия, проводимые в выходные и праздничные дни: спортивные состязания на стадионе, в лесу (игра «Зарница»), в спортзале, лыжные прогулки, катания на коньках, дни самоуправления, художественная самодеятельность, различные кружки, посещение лыжной фабрики, уборка урожая, заготовка овощей для школы и многое другое.
Государственные праздники, особенно 9 Мая, проходили торжественно, волнующе и интересно. Увлекательными и захватывающими были поездки учеников по городам-героям и в Брестскую крепость-герой.
Особенно ярким событием стал многодневный общешкольный поход, который возглавлял директор школы-интерната. Мы прошли по местам боевой славы партизанских отрядов, в которых воевал Захар Ошерович в годы войны, а также посетили сожжённые деревни Бобровичи, Вядо, Тупичицы и Красница, где в 1942 году были заживо сожжены 1380 человек. Напоминанием о тех событиях служит установленный памятник.
Вскоре о Телеханской средней школе-интернате, которая с 1971 года носит имя Героя Советского Союза В.З. Хоружей, заговорили за пределами области благодаря своему первому директору Захару Ошеровичу. Этот человек был настоящим Учителем учителей. Он умело руководил учебно-воспитательным процессом, вел уроки английского языка, посещал занятия других педагогов, внедрял новые методики обучения, изучал опыт лучших учителей страны, писал научные статьи и делился своими знаниями на конференциях.
Перед уходом из школы-интерната в 1970 году Захар Ошерович заочно окончил аспирантуру и, защитив диссертацию, стал кандидатом философских наук. До выхода на пенсию в 1986 году он работал в Брестском инженерно-строительном институте.
С 1970 по 1981 годы Телеханскую школу-интернат возглавляла Нина Митрофановна Тамарова, ранее работавшая здесь завучем. Эта хрупкая, невысокая женщина была полна сил, ответственности, ума и заботы. Для многих детей она стала второй мамой.
Нина Митрофановна достойно продолжила дело, начатое выдающимся педагогом З.О. Зимаком — процесс становления, развития и обучения детей, который был так важен для них. В 1976 году она была удостоена почетного звания «Заслуженный учитель БССР», которое также было присвоено учителю биологии школы-интерната Бондаренко Валентине Максимовне.
За свой огромный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения Нина Митрофановна была награждена орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», а также юбилейной медалью «За доблестный труд». Но самой главной наградой для неё стали любовь и искренняя благодарность учеников и педагогов, с которыми она работала.
Педагогический коллектив, ведомый директором, сохранил и приумножил потенциал, школьные традиции и преданность своему делу. Они готовы принять и обучать новое поколение учеников.
На всех предыдущих юбилеях школы-интерната Нина Митрофановна была желанным гостем. Объятия, рассказы, воспоминания, фотографии на память, слезы встреч и расставаний — всё это было частью её жизни. Сейчас Нина Митрофановна проживает в городе Одинцово Московской области.
Я хочу передать искренние пожелания и поздравления дорогому Учителю через дочь Наташу.
С 1961 по 1980 годы Телеханская средняя школа-интернат выпустила 1138 учеников. С 1981 по 2021 годы специальная школа-интернат подготовила 936 воспитанников. Многие из них продолжили обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, получив востребованные профессии. Они успешно трудятся в различных учреждениях и на предприятиях страны, сохраняя при этом свои лучшие качества — честность, ответственность и порядочность, которые были привиты им в стенах родной школы.
В 1981 году школа-интернат изменила свой профиль и стала называться «Телеханская специальная общеобразовательная школа-интернат». Здесь стали обучаться дети с отклонениями в психическом развитии, став первой в республике школой-интернатом с таким направлением.
В 1982 году директором школы-интерната был назначен Ячник Пётр Иванович, который проработал на этой должности 23 года. Пётр Иванович проявил себя как талантливый и грамотный руководитель, вложивший много сил и энергии в успешное обучение и воспитание учащихся. За свою работу он был удостоен значка «Отличник народного образования БССР» и почётных грамот Министерства образования и Брестского облисполкома.
С 2005 года специальная школа-интернат начала принимать детей с трудностями в обучении. Её директором стала Малинчик Галина Романовна — ответственный, душевный и заботливый руководитель. Под её руководством школа продолжила свою благородную миссию — сеять в сердцах детей «разумное, доброе, вечное».
Галина Романовна оставила в сердцах педагогов и учеников тёплые и благодарные воспоминания о себе. В 2010 году её сменила Хомич Елена Васильевна — ещё более ответственный, исполнительный и искренне радеющий за детей руководитель. Она продолжает напряжённую работу по повышению качества знаний учащихся с особенностями психофизического развития, опираясь на сплочённый коллектив школы-интерната.
В 2010-2011 годах, в преддверии 50-летнего юбилея школы, Елена Васильевна организовала и провела масштабные ремонтные работы во всех зданиях учебного заведения, как снаружи, так и изнутри. Были закуплены новое оборудование, учебные пособия, книги, новая мебель для классов, общежитий и столовой, а территория стала ещё более ухоженной и красивой. Елена Васильевна также контролирует выполнение дополнительной функции школы — оказание психологической помощи учащимся и развитие их личностных способностей.
Выпускники школы-интерната, приехавшие на праздник в 2011 году, были поражены и восхищены новым содержанием родного дома, о чём сделали записи в Книге отзывов и пожеланий.
В 2018 году исполнилось 50 лет первому выпуску из школы-интерната, и по этому случаю состоялась долгожданная встреча выпускников. На неё смогли приехать только 15 человек, но праздничного настроения и воодушевления было предостаточно. Я привез в подарок одноклассникам, учителям и школе-интернату две свои книги. От наших выпускников также были вручены подарки школе.
Особенно приятно отметить, что на празднике была наша бессменная классная руководитель Карпук (Петрукович) Анна Павловна. Её воспоминания были интересны и любопытны. Также было занятно послушать выступления всех присутствующих.
В ходе двухдневной встречи у меня сложились по-домашнему тёплые и душевные взаимоотношения с Крек Светланой Андреевной и директором школы-интерната Хомич Еленой Васильевной. Их помощь была бесценной! По итогам нашего юбилея я выпустил видеоролик, который можно найти в интернете.
В память о юбилее школы-интерната выпускники 1974 года высадили аллею Благодарности из 60 деревьев в честь 60-летия образования Телеханской школы-интерната.
С радостью хочу вновь подчеркнуть, насколько значимым было открытие Телеханской средней школы-интерната в 1961 году для сотен ребят из Брестской области. Это было словно наше собственное государство, со своими законами, уставом, правилами и укладом жизни. Школа-интернат не только учила и воспитывала, но и кормила, делала нас лучше, давала нам путевку в жизнь.
Те, кто руководил, организовывал и обеспечивал учебный процесс, были в ответе за нас каждую минуту, каждый час, день и ночь. Они с полной самоотдачей выполняли свой высокий педагогический долг, потому что видели в этом своё предназначение — благородное и высокое.
Мы, выпускники школы-интерната, искренне благодарим наших педагогов за то, что они выбрали профессию учителя. Время выбрало нас, и судьба свела нас в этом учебном заведении. Благодаря этому мы нашли своё призвание, место в обществе и посвятили себя любимому делу.
Спасибо тебе, гуманная и безмятежная обитель знаний, творчества и созидания! До встречи в твоих стенах!
Живи и процветай, родная школа-интернат!
Выпускник 1968 года, Анатолий Суворов