Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

О школе-интернате

Двери государственного учреждения образования «Телеханская специальная школа-интернат» для учащихся с трудностями в обучении, сегодня открыты для того, чтобы поделиться своим опытом, идеями и достижениями.

Сегодня в школе-интернате обучается:

- всего 112 детей,

- 25 девочек и 87 мальчиков,

- 48 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(6 девочек и 42 мальчика),

- 9 детей с ограниченными возможностями,

- 1-5-е классы- 47 учащихся,

- 6-10-е классы- 65 учащихся.

Телеханская школа-интернат – это не просто учебное учреждение, а большой уютный дом для дружной семьи, с любовью обжитый, с фантазией обустроенный. Здесь давно поселилось добро, трудолюбие и творчество, без которых, не смотря ни на какие материальные затраты, невозможно подготовить детей, обделенных родительским теплом и заботой, к будущей самостоятельной жизни. Работа школы-интерната направлена не только на коррекцию имеющихся недостатков, но и на развитие творческого потенциала детей.

Вся деятельность школы-интерната направлена на создание адаптивной образовательной среды, которая основана на глубокой индивидуализации обучения и воспитания.

В настоящее время в школе-интернате оборудованы современные кабинеты, большой спортивный зал, сенсорные комнаты, кабинет учителя-дефектолога, библиотека, современный компьютерный класс.

Педагогами школы-интерната проводятся мастер-классы по работе с детьми с трудностями в обучении, семинары, круглые столы, в процессе которых обсуждаются вопросы построения образовательного процесса, формирования взаимоотношений с учащимися .

Накоплен большой опыт работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, а также опыт по обеспечению психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении и детей, оставшихся без попечения родителей. В школе-интернате создана своя модель постинтернатного и патронатного сопровождения выпускников, основанная на применении технологии наставничества и кейс-менеджмента. Анализ результатов эффективности работы школы-интерната по сопровождению выпускников свидетельствует о том, что большинство выпускников хорошо адаптируются к новым условиям, заканчивают учебные заведения и трудоустраиваются.

Приоритетной формой сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе-интернате является физкультурно-оздоровительная работа, рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности. Есть положительный опыт сотрудничества с детско-юношеской спортивной школой, благодаря которому наши учащиеся добиваются высоких результатов по легкой атлетике.

Наша школа - это государство, тот маленький мир, в котором ученики проживают целых 10 лет. Здесь каждый находит себе дело по душе, испытывает ответственность за его результаты, чувство успеха и уверенности в себе, реализовывает свою индивидуальность. И это прекрасно, что школа, взрослея, не старится. Задача нашей школы-интерната не только дать определенную сумму знаний, но и показать, как эти знания с живой жизнью связаны, как они могут эту жизнь изменить.

История Телеханской школы-интерната

1961 год. На базе Телеханского детского дома была открыта школа-интернат для детей сирот, детей из малообеспеченных и многодетных семей. Детский городок разместился на берегу Огинского канала. Комплекс состоял из здания школы, двух спальных корпусов, столовой, мастерских, котельной.

Первым директором  был назначен Зимак Захар Ошерович. Бывший партизан, педагог с красным университетским дипломом, в прошлом директор детского дома и средней школы г. п. Логишин, он все свои силы вложил в становление Телеханской школы-интерната. В 1970 году Зимак З.О. защитил диссертацию и получил степень кандидата философских наук. После этого ему предложили работу на кафедре философии Брестского инженерно-строительного института, где он преподавал до ухода на пенсию в 1986 году. В 1993 году Захар Ошерович вместе с женой уехал на постоянное местожительства в Израиль.

1965 год.В школе-интернате открыт музей Героя Советского Союза Веры Захаровны Хоружей. Педагоги и учащиеся собрали богатый материал о жизни и деятельности революционерки и подпольщицы.

1968 год. В школу-интернат съехались представители  школ, пионерские дружины которых носили имя В. З. Хоружей. В Телеханы прибыли делегации из Москвы, Балхаша, Минска, Бобруйска, Витебска, Могилева, Гродно, Пинска, Быхова, Мстиславля. На торжественном собрании выступал Василий Захарович Хоружий, брат Веры Захаровны.

1970 год. Директором стала Тамарова Нина Митрофановна. 33 года отдала она Телеханской школе-нитернату. Нина Митрофановна награждена орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», юбилейной медалью «За доблестный труд», знаком «Отличник народного образования БССР». В1976 году присвоено почетное звание «Заслуженный учитель БССР».

 

1971 год.Телеханской школе-интернату присвоено имя Героя Советского Союза Веры Захаровны Хоружей.

1981 год.Школа-интернат изменила свой профиль. Здесь стали учиться дети с задержкой психического развития. Это была первая в республике школа-интернат с таким направлением работы.

1982 год. Директором стал Ячник Петр Иванович. Он занимал эту должность на протяжении 23 лет. За добросовестный труд Петр Иванович награжден значком «Отличник народного образования БССР», почетными грамотами Министерства образования, Брестского облисполкома и Брестского управления образования.

  

2005 год. Специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с трудностями в обучении.

2005 год. Директор Малинчик Галина Романовна

2010 год. Директор Хомич Елена Васильевна.

С Юбилеем, родная школа-интернат!

Телеханской школе-интернату имени Веры Захаровны Хоружей в этом году исполнилось 60 лет! Знаменательное событие, праздник для многих поколений учителей и учеников, кто когда-то учил здесь и учился. Всем приятно возвращаться в родной Дом, где тебя помнят, любят и ждут. Здесь лица их и голоса остались, всех нежно в памяти храню…

Но встретиться большому коллективу людей в стенах родного учебного заведения ни летом, ни осенью этого года не представилось возможным по известной ковидной пандемии. Поэтому напомнить кратко о нашем дорогом Юбиляре, с которого начался жизненный путь для не одной тысячи мальчишек и девчонок, о тех, кто их учил, растил и отдавал им тепло своей души и сердца, я решил посредством ученической ручки и листа из школьной тетради.

История самого здания школы и принадлежащих ей строений ведется с 1944 года. После освобождения поселка от фашистов, на его восточной окраине, вблизи Огинского канала был построен детский дом для детей-сирот и беженцев (детей войны). В 1961 году на его базе открылась школа-интернат, куда принимались дети из малообеспеченных, многодетных и неполных семей, детей-сирот с их круглосуточным проживанием. Школьный городок разместился на территории 1,8 га вдоль улицы Ленина. Комплекс состоял из здания самой школы в виде буквы ‘’П“, двух спальных корпусов, вещевого склада, столовой, котельной, банно-прачечного узла, технических боксов.

Первым директором вновь образованного учебного заведения был назначен бывший партизан, педагог с красным дипломом Белорусского государственного университета, в прошлом директор средней школы и детского дома в Погост-Загородске Логишинского поссовета, Зимак Захар Ошерович. Человек трудной, занимательной судьбы. В годы оккупации Западной Белоруссии, вместе с женой Александрой Хильевной, чудом выжили в Коссовском гетто, а затем сражались против немецко-фашистских захватчиков, полицаев в рядах партизанских отрядов имени Щорса и Кутузова до освобождения Белоруссии. Награжден орденом Отечественной войны, медалями “За боевые заслуги“, ‘’партизану Отечественной войны’’ и другими.

Твердость характера, настойчивость в достижении поставленных целей, опора на коллектив и имеющийся педагогический стаж, помогли директору запустить и раскрутить сложнейший механизм учебно-воспитательной, административно-хозяйственной деятельности нового учебного заведения. В кратчайшее время Захар Ошерович смог подобрать, сплотить педагогический состав, специалистов, обслуживающий персонал, которые имели одну непреложную цель – сделать пребывание в школе детей удобным, благоустроенным и безопасным. Каждый сотрудник понимал и знал, что от его профессионализма зависит благополучие, здоровье и настрой школьников, влияющих, в конечном итоге на их успехи в обучении и воспитании.

А коллектив педагогов был высокопрофессиональный, активный, способный к творчеству, к внедрению в процесс учебы всего нового, передового. С обучением детей росло педагогическое мастерство и обучающих, повышалась их квалификация, отдельные педагоги награждены знаком ‘’Отличник народного образования БССР’’ (Тамарова Н.М., Зимак А.Х., Басалай (Струневская) Н.Я., Кошель А.С.). Не могу не отметить нашего классного руководителя Петрукович Анну Павловну – образованную, скромную, хорошо владеющую вопросами детской психологии, вкладывала всю свою душу в дело подготовки учащихся.

Но главное – это были умные, отзывчивые, терпеливые, и доброжелательные наши любимые учителя! Ежедневно они отдавали нам частицу своего сердца, ибо четко понимали, что воспитание ребенка проходит через его сердце! Предметов в школе было много, их вели разные специалисты, но все они владели высоким Словом, имели горячее Сердце и возвышенную Душу! Вы останетесь в нашей памяти светлыми и добрыми! Спасибо Вам! Запомнились мероприятия, проводимые в выходные и праздничные дни – спортивные состязания: игры на стадионе, в лесу (‘’Зарница”), спортзале, лыжные прогулки; катания, игры на коньках; Дни самоуправлений, художественная самодеятельность, различные кружки, посещение лыжной фабрики; уборка урожая, заготовка овощей для школы и др.

Торжественно, волнующе и интересно проходили дни государственных праздников, особенно 9 Мая. Увлекательными, захватывающими были поездки учеников по городам-Героям, в Брестскую Крепость-герой. Сохранились воспоминания о многодневном общешкольном походе, возглавляемом директором школы-интерната по местам боевой славы партизанских отрядов, в которых воевал Захар Ошерович в годы войны, по местам сожженных деревень Бобровичи, Вядо, Тупичицы, Красница, в которых в 1942 году было сожжено заживо 1380 человек. Напоминанием о тех событиях является установленный памятник.

Вскоре о Телеханской средней школе-интернате, носящей с 1971 года имя Героя Советского Союза В.З. Хоружей, стало известно за пределами области благодаря своему первому директору. Захар Ошерович был Учителем учителей: умело руководил учебно-воспитательным процессом, вел уроки английского языка, посещал занятия других педагогов, внедрял новые методики обучения, изучал опыт лучших педагогов страны, писал научные статьи, делился опытом на научных конференциях.

Перед уходом из школы-интерната в 1970 году Захар Ошерович заочно окончил аспирантуру и, защитив диссертацию, стал кандидатом философских наук. До выхода на пенсию в 1986 году, работал в Брестском инженерно-строительном институте.

С 1970 по 1981 годы директором Телеханской школы-интерната была Тамарова Нина Митрофановна, работавшая здесь завучем. Хрупкая и невысокая, сильная и ответственная, умная и заботливая женщина. Для многих детей школы она стала второй мамой. Нина Митрофановна достойно продолжила важное, необходимое детям становление, развитие и обучение, предпринятое и развернутое превосходным педагогом З.О.Зимаком. В 1976 году Тамаровой Н.М. присвоено почетное звание ‘’Заслуженный учитель БССР’’. Такое же звание присвоено учителю биологии школы-интерната Бондаренко Валентине Максимовне.

За большой плодотворный труд и успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения Тамарова Н.М. награждена орденами Трудового Красного Знамени и ‘’Знак Почета‘’, юбилейной медалью ‘’За доблестный труд’’. Но главной ее заслугой стали любовь и сердечная благодарность учеников, педагогов, кто с ней работал. Педагогический коллектив, возглавляемый директором, сохранил и приумножил имеющийся потенциал, школьные традиции, преданность выбранному делу и готов принимать и обучать новое поколение учеников. Во все предыдущие юбилеи школы-интерната Нина Митрофановна посещала их и была дорогим гостем: объятия, рассказы, воспоминания, фото на память, слезы встреч и слезы расставаний… Нина Митрофановна проживает в г.Одинцово Московской области. Искренние пожелания и поздравления дорогому Учителю передаю через дочь Наташу.

С 1961 по 1980 годы Телеханской средней школой-интернатом подготовлено и выпущено 1138 учеников, с 1981 по 2021 годы специальной школой-интернатом обучено 936 учеников. Многие из них продолжили дальнейшее обучение в различных высших, средних специальных учебных заведениях, приобрели нужные профессии и успешно трудились и трудятся в разных учреждениях, на предприятиях страны, и во все года они были и остаются честными, ответственными и порядочными людьми, помнящими свой родной школьный Дом.

В 1981 году школа-интернат изменила свой профиль и стала именоваться ‘’Телеханская специальная общеобразовательная школа-интернат’’. Здесь стали учиться дети с отклонениями в психическом развитии. В республике это была первая школа-интернат с таким направлением работы.

В 1982 году директором школы-интерната назначили Ячника Петра Ивановича, проработавшего в занимаемой должности 23 года. Петр Иванович замечательный, грамотный руководитель, вложил много сил, здоровья для того чтобы специальное учебное заведение успешно решало задачи по обучению и воспитанию учащихся. За добросовестный труд награжден значком ‘’Отличник народного образования БССР’’, почетными грамотами Министерства образования, Брестского облисполкома.

С 2005 года специальная школа-интернат стала готовить детей с трудностями в обучении. Директором школы назначена Малинчик Галина Романовна, ответственный, душевный, заботливый руководитель. Школа продолжила свою благородную миссию обучения школьников, чтобы посеять в их сердцах ‘’разумное, доброе, вечное‘’. Галина Романовна оставила в сердцах педагогов, с которыми работала, ребят теплые, благодарные воспоминания о себе. С 2010 года школу-интернат возглавила Хомич Елена Васильевна, ответственный, исполнительный и радеющий всей душой и сердцем за детей, руководитель! Директор, опираясь на коллектив школы-интерната, продолжает напряженную работу по повышению качества знаний учащихся с особенностями психофизического развития.

Встречая 50-летний юбилей школы, в 2010 - 2011 годах, Елена Васильевна организовала и провела силами подрядных организаций большие ремонтные работы всех зданий учебного заведения, как снаружи, так и изнутри. Закуплены оборудование, учебные пособия, книги, приобретена новая мебель во все классы, в общежития, в столовую, облагородилась, стала краше территория. Елена Васильевна постоянно контролирует выполнение дополнительной функции школой по оказанию психологической помощи учащимся, развитию их личностных способностей.

Приехавшие на праздник в 2011 году выпускники школы-интерната были поражены и восхищены новому содержанию родного Дома, о чем были сделаны записи в Книге отзывов и пожеланий!

В 2018 году исполнилось 50 лет первому выпуску из школы-интерната и по этому поводу состоялась долгожданная встреча выпускников. Смогли приехать 15 человек, однако праздничного настроения, воодушевления было предостаточно. В подарок одноклассникам, учителям, школе-интернату я привез две свои книги. От наших выпускников также были вручены подарки школе. Приятно отметить, что на празднике был наш бессменный классный руководитель Карпук (Петрукович) Анна Павловна. Ее воспоминания были интересны и любопытны. Занятно было послушать выступления всех присутствующих.

По-домашнему теплыми, душевными были взаимоотношения в ходе проведения двухдневной встречи с Крек Светланой Андреевной и директором школы-интерната Хомич Еленой Васильевной. Их помощь была бесценной! По итогам проведения нашего юбилея я выпустил видеоролик, который можно найти в сетях интернета.

В память о юбилее школы-интерната, выпускники 1974 года высадили аллею  Благодарности из 60 деревьев в честь 60 -летия образования Телеханской школы-интерната.

И еще раз хочется сказать о роли и важности открытия в 1961 году Телеханской средней школы-интерната в жизни сотен мальчишек и девчонок Брестской области. Ведь это была наша маленькая ‘’школьная страна‘’ со своими законами, Уставом, правилами, укладом внутренней жизни. ‘’Страна‘’, которая учила, воспитывала, растила, кормила, делала совершеннее и лучше своих подростковых граждан, давала путевку в жизнь.

А те, кто руководили, осуществляли и обеспечивали этот учебный, жизненный процесс, были за всех в ответе каждую минуту, каждый час, днем и ночью. Они достойно, с полной самоотдачей исполняли свой высокий, педагогический долг, потому что видели в этом свое предназначение – высокое и благородное!

Мы, выпускники школы-интерната, благодарим наших педагогов за то, что они выбрали профессию учителя, а время выбрало нас и волей судьбы предопределило совместную встречу в этом учебном заведении. Благодаря этому, мы нашли свое призвание и место в обществе, посвятили себя любимому делу.

Спасибо тебе, гуманная, безмятежная обитель знаний, творчества и созидания! До встречи в твоих стенах!

Живи и процветай, родная школа-интернат!


Выпускник 1968 года, Анатолий Суворов

Разделы сайта

  • О школе-интернате